Развитие детей первых лет жизни
То, как развивается, растет ребенок зависит не только от его физиологического возраста, но также и от той среды, в которой большее количество времени находится ребенок, от того, как за ним ухаживают родители и какой системы воспитания придерживаются в целом. Вы, как родитель, должны понимать, что для того, чтобы ребенок научился ползать, сидеть, ходить, говорить, оценивать происходящее вокруг него, его необходимо этому учить.
Видео: развитии ребенка в утробе матери
Итак, рассмотрим основные этапы двигательной активности у детей первых двух лет жизни.
Начинается развитие ребенка с примитивных двигательных навыков. Примерно с одного и до 4 месяцев ваш кроха должен научиться держать голову, лежа на животе. Затем, начинает этап сидения без поддержки родителей – в промежутке с 5 до 8 месяцев. Если малыша поддерживать за и под ручки, то в 7 месяцев он может начать ходить. Встает ребенок без помощи взрослых в 9 месяцев, а вот подняться по лестнице (сначала с помощью, потом и без) кроха может, начиная с одного годика.
Двигательные навыки
Рассмотрим двигательные навыки ребенка.
В один месяц кроха может:
- В беспорядочном хаотичном порядке двигать конечностями (при этом ножки, ручки у ребенка находятся в тонусе, они не расслаблены);
- Захватить во время активных движений ручками одну руку другой;
- Во время лежания на животе, может на несколько секунд поднять голову.
В 2 месяца ребенок держит голову.
В 3 месяца вы может держать свою кроху под мышки и тот будет неуверенно, но стоять. Если малыш лежит, а над ним крутится мобиль, то тот обязательно попытается рукой достать игрушку. Ребенок в возрасте 3 месяцев уже отчетливо все видит, может на расстоянии распознавать предметы, а также, самое главное – узнает родителей и близких родственников (если те навещают его достаточно часто).
В 4 месяца малыш может:
- Лежа на боку, перевернуться на спину и наоборот;
- Сидеть, при условии, что кто-то будет держать его за руки и контролировать положение тела;
- Если положить малыша на животик, то тот сможет приподнять туловище, опираясь при этом на свои ладони;
- Малыш с интересом в этом возрасте рассматривает свои руки;
- Если над ним или около него будет висеть или же лежать какой-то предмет, то малыш обязательно попробует его захватить.
В 5 месяцев малыш:
- Может перевернуться со спины на живот;
- Когда лежит на животе, то может немного приподнять туловище и опереться на руках;
- Может сидеть на ровной поверхности, если его придерживать за руку;
- Кроха стоит при условии, если его держать за обе руки;
- Перебирает ножками (как будто переступает через барьер), если малыша поддерживать за ручки;
- Начинает ползать;
- Может достаточно осознанно взять игрушку из рук взрослого.
В 6 месяцев ребенок:
- Сидит без поддержки взрослых;
- Может самостоятельно, без контроля взрослых и дополнительной поддержки перевернуться с живота на спину и наоборот;
- Может ползать;
- Сознательно берет игрушки, на каком бы расстоянии они не находились и играется ими, проявляя интерес.
В 7 месяцев:
- Кроха может свободно встать на четвереньки;
- Малыш садится на любую поверхность;
- Если рядом с ребенком есть опора, то он может, держась за нее, встать самостоятельно;
- Машет игрушкой в воздухе, перекладывает ее с одного места на другое.
В 8 месяцев ребенок:
- Свободно меняет свое положение в пространстве – садится, ползает, ложится, переворачивается с одного бока на другой;
- Ползает по твердым поверхностям;
- Может перешагивать через небольшие барьеры (например, ему несложно будет с вашей родительской поддержкой преодолеть лестницу);
- Если рядом есть опора, то из положения лежа/сидя встает самостоятельно;
- Уделяет игрушкам более 10-15 минут;
- Начинает подражать действиям, движениям взрослого человека.
В 9 месяцев:
- Самостоятельно стоит (можно лишь немного поддерживать за руку);
- Ползает, интересуется окружающим миром;
- Открывает шкафы, достает вещи, стучит предметами, рассыпает крупы и т.д. (в его руках оказывается все, что попадает в поле зрения);
- Берет пальчиками даже мелкие предметы, с интересом их рассматривает.
В 10 месяцев:
- Укрепляет навыки ходьбы, ползанья, преодоления барьеров;
- Может ручками похлопать, помахать «пока».
В 11 месяцев:
- Чувствует себя уверенно во время ходьбы;
- Может присесть;
- Не опираясь на предметы, делает шаги, встает, передвигается.
В 12 месяцев ребенок ходит самостоятельно и достаточно свободно.
Если ребенок не выполняет какие-то из этих функций, то желательно сообщить об этом врачу-педиатру.
Видео: Физическое развитие детей от рождения до трёх лет
Как оценивать физиологическое развитие ребенка, если тот недоношен?
Развитие недоношенного ребенка в первый год его жизни определяется следующим образом: от настоящего возраста малыша нужно отнять срок его недоношенности. Например, сейчас ребенку 5 месяцев, а родился он на 7 месяце беременности (то есть, срок недоношенности 2 месяца). Значит, мы от 5 месяцев настоящих отнимаем 2 месяца недоношенности и получаем оценку развития в настоящее время, как в 3 месяца.
Если вашему малышу уже исполнился год, начался второй, то в таком случае от настоящего возраста нужно отнять половину срока недоношенности. То есть, срок недоношенности был, к примеру 2 месяца, значит, мы от нынешнего возраста в 14 месяцев отнимаем всего лишь один месяц.
Как только ребенок достигает 2-летнего возраста, в педиатрии больше не берут поправку на недоношенность.