Фигуры лихтенберга – шрамы от молнии на теле человека
Когда электрический разряд взаимодействует с проводником, его движение продолжается. Ток стремится вперед, пока проводник и источник тока не будут разомкнуты. Но попадание разряда в вещество, которое не является проводником, приводит к другим последствиям. Материал-диэлектрик за счет сильной плотности не может позволить прохождение тока, поэтому разрушается под его воздействием. При этом изменяется его внешний вид: на поверхности диэлектрика появляется удивительный орнамент, не похожий ни на одну из геометрических фигур. Это фигуры Лихтенберга, и их зловещие извивы напоминают рисунок сосудистой сетки или ветвящееся растение.
Кому и зачем нужны «цветы молнии»
Фигуры Лихтенберга чаще всего служат схематическим изображением свойств молнии. Поскольку в этом случае токовый канал является искрой по сути, а не исходит от постоянного источника, его характеристики будут соответствующими: давление и температура непостоянны, их величины скачут. Они и ткут этот фатальный узор.
Со «следами» искрового разряда любил экспериментировать Г. К. Лихтенберг, который обнаружил их появление на диэлектриках в 1777 г. Для нас это красивый рисунок, оставленный искровыми электрическими разрядами, а для ученых-физиков – способ исследования. По рисунку можно определить, от положительного или отрицательного электрода развивался разряд, и насколько он был сильным. Но значение лихтенберговских фигур было оценено только в 1924 г. ученым Петерсом. Он изучил происхождение многочисленных ветвей от одной линии, смог вычислить напряжение электрической волны.
К сожалению, практическая польза от исследований невелика, потому что они не помогли уменьшить количество человеческих смертей от разрядов молнии. Казалось бы, попадание молнии в человека – редкостное явление, тем не менее, 20 тысяч людей погибают по такой причине. Большинство жертв – жители Кубы.
А вот для изготовления сувениров фигуры Лихтенберга используются часто. Разветвленные волны красиво смотрятся на оргстекле, акриле. Но можно ли представить подобный рисунок на коже человека?
Фигура Лихтеберга как шрам
Часто ли природа оставляет подобный след на коже живого человека? В большинстве случаев организм не выдерживает напряжения 0,25 МПа. Воздействие молнии на организм не превышает доли секунды, а напряжение при этом гигантское, человек умирает. Если после удара молнией он остается жив, то сможет обнаружить у себя потерю слуха или зрения. А может остаться целым и невредимым внешне.
Фигуры Лихтенберга образовываются после удара молнией нечасто. Как правило, шрамы, остающиеся после поражения электрическим разрядом – это ожоги на местах его входа и выхода. В некоторых случаях – перфорации или продолговатые рубцы. Фигуры, открытые немецким физиком, нечасто украшают тело живого человека. Но молодой американец по имени Уинстон Кемп остался жив, да еще и прославился благодаря «молниеносной» татуировке, покрывающей его левую руку.
Этому парню повезло, что искра скользнула по поверхности кожи, а не прошла сквозь организм. Он может показать эстетичные шрамы, которые едва не стоили ему жизни. Теперь это плоский узор розового цвета, но сначала он был рельефным.
Как образовываются шрамы от поражения электрическим разрядом?
Существует несколько мнений в отношении этого факта. И все же они далеки от истины, потому что внешний вид фигур Лихтенберга не соответствует теориям их происхождения на теле. Одни говорят, что человеческие сосуды вокруг места поражения молнией не выдерживают напряжения и набухают, в результате чего становятся видны на поверхности кожи. Другие утверждают, что мощный электрический разряд испаряет влагу из сосудов, поэтому образовывается узор, напоминающий схематическое расположение сосудов.
Изучив фото фигур Лихтенберга на коже, можно прийти к мнению, что данное явление никак не связано с кровеносными сосудами. Эти ветви выглядят как наколка. Или царапины. Едва появившись на коже, шрамы выступают над уровнем кожного покрова, они рельефны и аккуратны, словно их только что нанесли острым колющим предметом. При этом разряд молнии – не предмет, а энергия. Поэтому кто знает, какие еще гипотезы возникнут по этому поводу в ближайшее время.
Помимо необычного внешнего вида, шрамы на теле после удара молнией обладают еще одним интересным свойством. На первых стадиях они выглядят как ожог. На месте фигуры Лихтенберга вначале образовывается вереница пузырьков с жидкостью, которые затем лопаются. Уход за ними не отличается от ухода за местом ожога II степени. На месте волдырей со временем вырисовывается розовая рельефная линия. Затем она выравнивается по уровню кожи. Не остается даже рубца. Только красноватые фигурные линии.