Физическая культурафизкультура

Термин «физическая культура» появился в Англии, но не нашел широкого употребления на Западе ив настоящее время практически исчез из обихода. В нашей стране, напротив, получил свое признание вовсех высоких инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон.

Физическая культураэто деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитиефизических способностей. Она развивает организм гармонично и сохраняет отличное физическое состояниена долгие годы. Физкультура является частью общей культуры человека, а также частью культуры обществаи представляет собой совокупность - ценностей, знаний и норм, которые используются обществом дляразвития физических и интеллектуальных способностей человека.

Физическая культура формировалась на ранних этапах развития человеческого общества, однакоее совершенствование продолжается и в настоящее время. Особенно возросла роль физкультуры в связис урбанизацией, ухудшением экологической ситуации и автоматизацией труда, способствующей гипокинезии.

Физическая культура является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающегов себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышениюсоциальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства. Физкультураудовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыраженияличности через социально активную полезную деятельность.

Основные показатели состояния физической культуры в обществе это уровень здоровья и физического развитиялюдей, степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту,в организации свободного времени. Результатом ее деятельности является физическая подготовленность истепень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивныедостижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.


Физкультура

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Основные элементы физкультуры следующие:
1. Утренняя зарядка.
2. Физические упражнения.
3. Двигательная активность.
4. Любительский спорт.
5. Физический труд.
6. Активно – двигательные виды туризма.
7. Закаливание организма.
8. Личная гигиена.

Физическая культура оказывает благотворное влияние на нервно-эмоциональную систему, продлевает жизнь,омолаживает организм, делает человека красивее. Пренебрежение же к занятиям физкультурой приводит ктучности, потере выносливости, ловкости и гибкости.

Утренняя зарядка является важнейшим элементом физической культуры. Однако она полезна только при условииее грамотного применения, которое учитывает специфику функционирования организма после сна, а такжеиндивидуальные особенности конкретного человека. Так как организм после сна еще не полностью перешелк состоянию активного бодрствования, применение интенсивных нагрузок в утренней гимнастике не рекомендуется,а также нельзя доводить организм до состояния выраженного утомления.

Утренняя зарядка эффективно устраняет такие последствия сна, как отечность, вялость, сонливость и другие.Она увеличивает тонус нервной системы, усиливает работу сердечно – сосудистой и дыхательной систем, железвнутренней секреции. Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную ифизическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных физических и психическихнапряжений, часто встречающихся в современной жизни.

В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы, используемой человеком,сократился почти в 200 раз. В результате интенсивность труда стала в 3 раза ниже пороговой величины,обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект. В связи с этим для компенсации недостаткаэнергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимовыполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350 – 500 ккал в сутки.

Видео: Физическая культура. Лекции для ВУзов

Физические упражнения это движения или действия, используемые для физического развития человека. Этосредство физического совершенствования, преобразования человека, развития его биологической, психической,интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Физические упражнения являются основным средствомвсех видов физической культуры. Они, действуя на головной мозг, вызывают чувство бодрости и радости,создают оптимистическое и уравновешенное нервно-психическое состояние. Физкультурой следует заниматься сраннего детства и до глубокой старости.

Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной двигательнойактивностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Двигательнаяактивность имеет огромное значение, как для преодоления двигательного дефицита (гиподинамии), так и длясохранения и укрепления здоровья. Недостаток двигательной активности приводит к нарушению в организмечеловека нервно-рефлекторных связей, заложенные природой, следствием чего является расстройстводеятельности сердечно - сосудистой и других систем, нарушение обмена веществ и развитие различных заболеваний.

Физический труд и любительский спорт - прекрасные средства физической культуры для профилактики и укрепленияздоровья. Они хорошо подходят людям с сидячей работой, а также работникам умственного труда. Основноетребование – нагрузки должны быть посильными и ни в коем случае не перенапрягаться.

Закаливание также является одним из элементов физической культуры. Ему принадлежит существенная роль впрофилактике простудных и многих инфекционных заболеваний. К закаливающим процедурам относятся: ежедневныеобтирания тела прохладной водой или приём душа, обливание, купание с последующим растиранием,воздушные и солнечные ванны.

В процессе закаливания в первую очередь укрепляется нервная система. Под действием внешних раздражителейдеятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма постепенно перестраивается,приводя к расширению компенсаторных функциональных возможностей организма человека. Основными принципамизакаливания являются постепенность, систематичность, учёт индивидуальных особенностей человека, комплексноеиспользование солнца, воздуха и воды.

КОМПОНЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой,общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения и воспитанием людей. В её структурувходят следующие компоненты:
1. Физическое образование.
2. Физическое воспитание.
3. Физическая подготовка к конкретной деятельности.
4. Восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры – реабилитация.
5. Занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.н. – рекреация.
6. Подготовка высокопрофессиональных спортсменов.

Видео: Школа 2053. Физкультура. Открытый урок

Физическое образование это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений,а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Его конкретное содержание и направленностьопределяются потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной деятельности.

Физическое воспитание это организованный процесс воздействия на человека посредством физических упражнений,гигиенических мероприятий и естественных сил природы с целью формирования таких качеств и приобретения таких знаний,умений и навыков, которые отвечают требованиям общества и интересам личности.

Физическая подготовка это вид физического воспитания: развитие и совершенствование двигательных навыков ифизических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности.

Восстановление здоровья или утраченных сил это целенаправленный процесс восстановления или компенсациичастично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий средствами физической культуры.Процесс осуществляется комплексно под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных ифизиотерапевтических процедур и некоторых других средств.

Физическая рекреация это осуществление активного отдыхас помощью физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах. Она составляет основное содержание массовыхформ физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность.

Подготовка высокопрофессиональных спортсменов это специфическая форма физической культуры, цель которой состоитв выявлении предельных физических и психологических возможностей человека в процессе выполнения разнообразныхупражнений и использование их для достижения наивысших результатов.

Видео: Олимпиада по физкультуре (Баскетбол и гимнастика)

Показателями состояния физической культуры в обществе являются:
1. Массовость ее развития.
2. Уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей.
3. Уровень спортивных достижений.
4. Наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров.
5. Степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания.
6. Пропаганда физической культуры и спорта.
7. Степень и характер использования СМИ, в сфере задач, стоящих перед физической культурой.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ

Целью самостоятельных занятий физкультурой является сохранение и укрепление здоровья, полезное проведениевремени, воспитание личностных качеств, освоение физкультурных навыков и умений. Самостоятельные занятияфизической культурой также призваны для решения конкретных проблем конкретного человека и разрабатываютсяв этом случае строго с учетом индивидуальных особенностей личности и причин, порождающих проблему.Занятия физкультурой очень важны для человека. Они улучшают обмен веществ и кровообращение, укрепляют сердце,сосуды и легкие, развивают мышцы, избавляют от многих болезней, положительно влияют на психоэмоциональную сферу,делают человека стройнее и красивее, помогают нам всегда быть активными, работоспособными, сохранять интереск жизни до конца своих дней. При этом необходимо придерживаться основных принципов самостоятельныхзанятий физической культурой.
1. Принцип систематичности. Соблюдение его предусматривает регулярные занятия физическими упражнениями.Эффект от занятия физкультурой наступает только при регулярном и длительном их применении.
2. Принцип индивидуальности. Выбор видов занятий физической культурой зависит от физкультурно-спортивныхинтересов человека. Необходим также учёт состояния здоровья. Эмоциональная насыщенностьзанятия физкультурой должна быть непременно. Ведь наибольшие удовлетворение и эффект мы получаем от того,что нам нравится и интересно делать.
3. Принцип рациональности физических нагрузок. Соблюдение этогопринципа предусматривает постепенное увеличение физических нагрузок и их оптимальное сочетание с отдыхом.Частота занятия физкультурой также строго индивидуальна. Необходимо рассчитывать нагрузку и частоту занятийв зависимости от тренированности человека. Слишком большие нагрузки каждый день могут только ухудшить состояние,привести к сильной усталости и даже к физическим травмам. А маленькие нагрузки не дадут ожидаемого эффекта.Следует строить занятия физкультурой по следующему правилу: от простого к сложному, от легкого к трудному.
4. Принцип всестороннего физического развития. В самостоятельных занятиях физкультурой следует целенаправленноразвивать основные физические качества — выносливость, силу, гибкость, ловкость и др. Для этого необходимоиспользовать различные циклические упражнения, гимнастику, игры, упражнения с отягощениями.
5. Принцип уверенности в необходимости занятий. Трудно переоценить психологический настрой на занятияфизкультурой. С древнейших времен известны теснейшие взаимоотношения психического и физического здоровья.Уверенность в необходимости и пользе занятия физической культурой являются мощным подспорьем организму.Эффект от занятия физкультурой несравнимо увеличивается в тех случаях, когда физические упражнения сочетаютсяс самовнушением. Сознание стимулирует биоритмы мозга, а тот отдает приказы всему телу. Поэтому старайтесьвсегда не только верить в результат, но обязательно продумывайте, каким именно будет этот результат. Визуализируйтев сознании здоровые органы и их функционирование.
6. Принцип врачебного контроля и самоконтроля. Консультация с врачомпоможет любому человеку выяснить, какиевиды физкультуры лучше всего использовать в самостоятельных занятиях, с каких физических нагрузок начинать тренировку.

Физические нагрузки различаются количественным и качественным влиянием на организм. Они интенсифицируют обменвеществ, расход энергетических ресурсов. От степени их расходования зависит утомление, субъективно выражаемоечувством усталости. Без утомления функциональные возможности организма не повышаются. После выполнения физическойнагрузки работоспособность обычно снижается и для её восстановления нужен отдых. При мышечном утомлениив организме уменьшаются запасы гликогена, находящегося в печени и мышцах, а в крови увеличивается содержаниенедоокисленных продуктов обмена веществ, поэтому при активных занятиях физкультурой следует в рацион питаниявключать больше овощей и фруктов, помогающих поддерживать кислотно-щелочное равновесие в организме.

Выполнение оптимальных физических нагрузок является важнейшим моментом при самостоятельном занятии физкультурой.Согласно принципу Арндта — Шульца малые нагрузки не оказывают заметного влияния на организм, средние наиболееблагоприятны, а сильные могут принести вред. Для ориентировки можно использовать классификацию Г. С. Туманяна,основанную на реакции сердечно - сосудистой системы на нагрузку. Если сразу после выполнения физических упражненийчастота пульса не более 120 ударов в минуту, то нагрузка считается малой, 120—160 — средней, более 160 — большой.Максимальной является физическая нагрузка, после которой частота пульса равна числу, определяемому вычитанием изчисла 220 своего возраста в годах.

Видео: Урок физкультуры в 5"а" классе по ФГОС

ФИЗКУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ

Здоровье - это такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем находятся в динамическомравновесии с внешней средой. Здоровье это важная характеристика производительных сил, это общественное достояние,имеющее материальную и духовную ценность. Главным признаком здоровья является высокая работоспособность иприспосабливаемость организма к различного рода воздействиям и изменениям внешней среды. Всесторонне подготовленныйи тренированный человек легко сохраняет постоянство внутренней среды, которое проявляется в поддержании постояннойтемпературы тела, химического состава крови, кислотно-щелочного баланса и т.д. Огромную роль в этом играютзанятия физкультурой.

Статистика свидетельствует о том, что наше общество больное, что в нем практически не остается здоровых людей,поэтому для многих очень остро встает вопрос о занятии лечебной физкультурой.Лечебная физкультура это метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью дляболее быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания.

Действующим фактором лечебной физкультуры являются физические упражнения, то есть движения, специально организованныеи применяемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации больного. Физическиеупражнения способствуют восстановлению не только физических, но и психических сил.

Лечебно-профилактическое действие лечебной физкультуры:
1. Неспецифическое (патогенетическое) действие. Стимуляция моторно-висцеральных рефлексов и др.
2. Активизация физиологических функций.
3. Адаптивное (компенсаторное) действие на функциональные системы (ткани, органы и др.).
4. Стимуляция морфо - функциональных нарушений (репаративная регенерация и др.).

Эффективность воздействия лечебной физкультуры на больного человека:
1. Нормализация психоэмоционального состояния, кислотно-щелочного равновесия, метаболизма и др.
2. Функциональная приспособляемость (адаптация) к социально-бытовым и трудовым навыкам.
3. Предупреждение осложнений заболевания и возникновения инвалидности.
4. Развитие, образование и закрепление двигательных навыков. Повышение устойчивости к факторам внешней среды.

Одним из самых простых и в тоже время очень эффективным методом лечебной физкультуры является оздоровительная ходьба.При оздоровительной ходьбе за 1 ч расходуется 300--400 ккал энергии в зависимости от массы тела(примерно 0,7 ккал/кг на 1 км пройденного пути).При скорости ходьбы 6 км в час суммарный расход энергии для среднего человека составит 300 ккал (50*6). При ежедневныхзанятиях оздоровительной ходьбой (по 1 часу ) суммарный расход энергии за неделю составит около 2000 ккал, что обеспечиваетминимальный (пороговый) тренировочный эффект необходимый для компенсации дефицита энергозатрат и роста функциональныхвозможностей организма.

Ускоренная ходьба в качестве лечебной физкультуры может быть рекомендована лишь при наличии противопоказаний к бегу.При отсутствии серьезных отклонений в состоянии здоровья она может использоваться лишь в качестве подготовительного этапатренировки на выносливость у начинающих с низкими функциональными возможностями. В дальнейшем, по мере роста тренированности,занятия оздоровительной ходьбой должны сменяться беговой тренировкой.

Оздоровительный бег является наиболее простым и доступным видом физкультуры, а потому и самым массовым. По самым скромнымподсчетам, бег в качестве оздоровительного средства используют более 100 млн. людей среднего и пожилого возраста нашей планеты.Техника оздоровительного бега настолько проста, что не требует специального обучения, а его влияние на человеческий организмчрезвычайно велико.

Оздоровительный бег является незаменимым средством разрядки и нейтрализацииотрицательных эмоций, которые вызывают хроническое нервное перенапряжение.

Оздоровительный бег в оптимальной дозировке в сочетании с водными процедурами является лучшим средством борьбыс неврастенией и бессонницей, вызванными нервным перенапряжением.

Оздоровительный бег при регулярныхмноголетних занятиях изменяет и тип личности бегуна, его психический статус. Психологи считают, что любители оздоровительногобега становятся: более общительны, контактны, доброжелательны, имеют более высокую самооценку и уверенность в своихсилах и возможностях.

Человек сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни,закаливаться, заниматься физкультурой, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлиннойгармонии здоровья.

Систематические занятия физкультурой благоприятно влияютна центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашеморганизме. Положительное влияние физической культуры на нервные процессы содействует более полному раскрытию способностейкаждого человека, повышению его умственной и физической работоспособности.Регулярные занятия физкультурой улучшают работу сердца, лёгких, повышают обмен веществ, укрепляют костно-мышечную систему.При больших нагрузках сердце тренированного человека может сокращаться чаще и выбрасывать за одно сокращение больше крови.За одно и тоже время работы тренированный организм получает и усваивает больше кислорода за счёт более глубокого дыханияи лучшей доставки питательных веществ к мышцам.

Постоянные занятия физкультурой улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретаютвыразительность и пластичность. У тех, кто занимается физической культурой и спортом, повышается уверенность в себе,укрепляется сила воли, что помогает достигать поставленные жизненные цели.

Физическое воспитание детей является неотъемлемой составной частью физической культуры. Недостаточная двигательнаяактивность в процессе роста и развития детей и подростков может вызвать множество неблагоприятных последствий: приводитк ухудшению здоровья, снижению физической и умственной работоспособности, создает предпосылки для развития различныхформ патологии.

Результатом занятий физкультурой в пожиломвозрасте является способность предотвратить развитие различных нарушений в организме, причиной которых являетсягипокинезия. Раннее старение это удел людей, невнимательных к своему здоровью, ведущих неправильный образ жизни,не желающих отказаться от курения, неумеренного потребления алкоголя, невоздержанности в пище. Те же, кто стремитсяжить так, чтобы отодвинуть старость и болезни, занимаются физкультурой, соблюдают правильный режим, разумно питаются.Физическая культура является основным средством, задерживающим возрастное ухудшение физических качеств и снижениеадаптационных способностей организма в целом и сердечно -сосудистой системы в частности.

Но у большинства людей есть одна проблема - нехватка времени. А двигаться, заниматься физкультурой надо обязательно,потому что у большинства сидячая работа, малоподвижный образ жизни. Я из этой ситуации вышел следующим образом:все мы ежедневно смотрим телевизор - это уже наш образ жизни. Я стал совмещать эти два занятия: смотреть телевизори делать гимнастику. Можно найти десятки упражнений, которые можно делать и в тоже время смотреть на экран. Я началс упражнения "вращение мысленного обруча на талии". Можно делать различные упражнения с экспандером, приседания и т.д.Можно сидеть на диване и заниматься статической гимнастикой, напрягая и расслабляя определенные группы мышц.Без ежедневного занятия физкультурой нельзя достичь крепкого здоровья.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Похожее